Парадные комнаты Гатчинского дворца



Свое начало Гатчинский дворец ведет от охотничьего замка графа Григория Орлова на землях, подаренных своему фавориту Екатериной II. Проект разработал итальянский зодчий Антонию Ринальди. Замок строился с 1766 по 1781 год. Строение состояло из трех соединенных меж собой частей: центрального трёхэтажного корпуса с двумя пятигранными башнями и соединенными с ним полуциркульными галереями двух одноэтажных служебных каре — Кухонного и Конюшенного. Последние были построены в виде замкнутых четырёхугольников с внутренними дворами, по углам их располагались восьмиугольные башни. Граф не долго пользовался дворцом— через два года он умер и по смерти его Екатерина II выкупила поместье у братьев Орловых и подарила своему сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.

При Павле I Гатчина стала императорской резиденцией. В соответствии со своими склонностями государь превратил город в военный лагерь, что сказалось и на замке: в те времена он выглядел как неприступная крепость, окруженная рвами. Архитектором перестройки стал Винченцо Бренна, а позже Андрей Захаров. Бренна надстроил оба каре до 3 этажей и приспособил их под жильё. Открытые галереи превратились колоннады, площадь перед дворцом, занятая газонами, была превращена в плац, окружённый бастионной стеной, а со стороны парка на прилегающей к дворцу территории устроен небольшой Собственный сад.

Свой современный облик дворец приобрел в годы правления Николая I. После перестройки изменениям, хоть и незначительным, подверглись даже покои Павла I: был заменен паркет, появилась новая мебель. Впрочем, правитель нечасто проводил время в замке, изредка приезжая с семьей на приемы и балы.

В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II.. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Гатчинский дворец снова стал императорской резиденцией, где семья Александра III проводила всю весну и осень.

Во время войны Гатчинский дворец пострадал настолько, что его восстановление признали нерентабельным и провели только консервацию помещений. Туда поочередно въезжали различные учреждения. Реставрация дворца началась благодаря усилиям А. С. Ёлкиной, главного хранителя музея с 1968 по 1998 год (статус музея сохранял Дворцовый парк). На протяжении 8 лет она добивалась от чиновников разных уровней, чтобы «Электростандарт» освободил здание. Удалось это лишь в 1976 году. Архитектором М. М. Плотниковым был разработан проект восстановления парадных залов (2-й этаж Главного корпуса) — по состоянию на конец XVIII века — период наивысшего расцвета Гатчинского дворца. Восстановление и реставрация дворца продолжаются и по сей день на радость всем ценителям культуры.

Далее тексты скопированы с музейных табличек.

Аванзал

Чесменская галерея

Во многих пригородах Санкт-Петербурга еще видны следы минувшей войны. Но в судьбе Гатчины она сыграла особую роль. Послевоенное музейное возрождение не затронуло Гатчинский дворец, начало его реставрации затянулось на многие десятилетия. Работы начались только в 1976 году, когда остальные комплексы были большей частью восстановлены. Сегодня военные разрушения в Гатчине это все еще реальность, с которой сталкиваешься постоянно, и память о войне - - не прошлое дворца, а его настоящее.

Чесменская галерея принадлежала к числу лучших созданий Винченцо Бренны, и была одним из самых пышных и торжественных пространств дворца. Ее украшали эффектные лепные композиции из позолоченных трофеев и римских военных атрибутов — доспехов и оружия; в центральной нише располагался камин красного мрамора с бронзовыми фигурами. Раму зеркала над камином увенчивал орел с золочеными крыльями. Три больших картины на стенах изображали эпизоды Чесменского боя и были повторением картин Якоба Филиппа Гаккерта из Пикетного зала Большого Петергофского дворца. По сюжетам этих полотен в XIX веке галерея получила название «Чесменская». Над закругленной частью зала были огражденные балюстрадой хоры, они предназначались для музыкантов и певчих.

В январе 1944 года Чесменская галерея была уничтожена пожаром. Сегодняшний зал это ее призрак, воспоминание о былой красоте. Зияющая пустота стен со следами огня возвращает в прошлое, и война, кажущаяся такой далекой, становится почти осязаемой. Пронзительным диссонансом на этом фоне выглядят воссозданные по акварели Э. П. Гау и дореволюционным фотографиям элементы интерьера: дверной портал, фрагмент стены с оконным проемом, балкон. Как живое напоминание об одной из самых страшных трагедий XX века, Чесменская галерея получила название «Зал Памяти Великой Отечественной войны».

Белый зал

Архитекторы: Антонио Ринальди, 1770-е, Винченцо Бренна, 1790-е

Самый большой парадный зал Центрального корпуса Гатчинского дворца (около 200 м2), он предназначался для праздничных приемов и балов и на протяжении всей истории сохранял свою роль. Здесь во многом сохранилась первоначальная отделка Антонио Ринальди — изящный лепной расти¬тельный орнамент на стенах, художественный паркет и двери, декорированные мозаичными вставками наборного дерева и обрамленные наличниками искусственного мрамора.

Очевидно этому же зодчему принадлежало авторство горельефов над дверными проемами. Они изображают льва в колосьях пшеницы и омаров среди цветов и плодов, представляющих, возможно, летние знаки Зодиака.

В конце XVIII века архитектор В. Бренна изменил лепной декор потолка и установил живописный плафон. После реставрации зала историческое полотно, сгоревшее в годы Великой Отечественной войны, заменила живопись XVIII века художника Г. Ф. Дуайена «Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича».

Дополняли художественное убранство зала произведения скульптуры — статуи, бюсты и барельефы. Еще при первом владельце Гатчинского дворца Г. Орлове на стене над камином появились образцы античной пластики — горельефы «Церера и Флора», «Жертвоприношение императора Тита Веспасиана» и «Путник» (I век н. э.). Они также пострадали в годы войны и демонстрируются в руинированном состоянии.

В 1767 году из Италии были привезены произведения венецианских мастеров XVIII века -овальные барельефы на тему Троянской войны: «Эней, спасающий Анхиза» И. Морлайтера и «Похищение Елены» Д. Маркиори. Они являлись подарком Екатерины II графу Г. Г. Орлову и были помещены рядом с входом в Тронный зал императора Павла I.

В Павловскую эпоху архитектор Бренна не нарушил созданного Ринальди ансамбля Бело¬го зала, обогатив его новой скульптурой. Так, рядом с дверью, ведущей к Аванзалу, появились два итальянских мраморных барельефа на темы из жизни Александра Македонского мастера XVIII века Т. Соларио (сохранился только один). В стене напротив окон были установлены барельефы «Драка амуров» (Ф. Дюкенуа, XVIII век) и «Кидиппа на колеснице» русского скульптора С. М. Теплева. В настоящее время они воссозданы в гипсе.

К исторической коллекции относятся монументальные статуи Антиноя и египетского жреца из черного базальта (Франция, XVIII век) и стоящие возле дверей в Тронную Павла I мраморные копии античных бюстов философа Сократа и поэта Гомера скульптора XVIII века Б.Кавачеппи. Между окон, как и ранее, располагаются изображения греческих богов - Афины Паллады (изготовлен из белого каррарского и черного мраморов и оникса) и Диониса (Италия, XVIII век). Там же, на месте утраченных в войну произведений, установлены итальянские статуи того же времени: Афродита. Амур и Психея, муза астрономии Урания.

Наиболее ценными экспонатами зала являются античные бюсты юноши Антиноя и императора Марка Аврелия Севера Антонина по прозвищу Каракалла (Рим, III в н э.). находящиеся у входа в Аванзал. У камина — копии с античного портрета философа Сенеки и так называемый «портрет Римлянина». Пустующий постамент у западной стены некогда занимала скульптура Э. Фальконе «3има», ныне находящаяся в Государственном Эрмитаже.

Верхняя тронная Павла I

Архитекторы: Антонио Ринальди, 1770-е, Винченцо Бренна, 1790-е

В Гатчинском дворце в царствование Павла I существовало четыре тронные комнаты. Наиболее пышной и торжественной по своему убранству являлась Верхняя Тронная. Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей. Центр зала занимает красное золоченое тронное кресло, выполненное придворным мастером Х.Мейером (Россия, конец XVIII века) по образцу серебряного золоченного тронного кресла императрицы Анны Иоанновны в Зимнем дворце.

Стены украшают уникальные шпалеры, изготовленные на Королевской мануфактуре, подаренные королем Франции Людовиком XVI княжеской чете Павлу Петровичу и Марии Федоровне во время их путешествия по Европе. Два больших гобелена ыполнены Ж.Нейлсоном по картонам художника О. Депорта (Франция, VIII век). Над камином помещен гобелен «Церера» из серии «Портьеры богов», изображающий древнеримскую богиню плодородия, он был изготовлен в 1770-е года по картонам К. Одрана.

Мраморный камин украшают алебастровые вазы-светильники (Италия XVIII век), каминные часы французской бронзы (1780-е) и парные фигуры двуглавым орлов с вензелями Павла Петровича и Марии Федоровны (Венский фарфоровый завод., 1780-е годы). Дополняют убранство зала воссозданные резные золоченые торшеры (оригиналы утрачены в годы войны).

Великолепный паркет тронной выполнен заново по рисункам первого архитектора Гатчинского дворца Антонио Ринальди из ценных пород дерева: розового, палисандра, амаранта, яблони, груши.

Зал был разрушен в ходе оккупации и восстановлен по архивным документам. Основные предметы убранства Тройной были спасены во время Великой Отечественной войны благодаря своевременной эвакуации.

Малиновая гостиная

Архитектор: Винченцо Бренна, 1790-е

Свое название зал получил благодаря находившимся в интерьере трем малиновым гобеленам из серии «Дон Кихот». Эти уникальные тканые ковры были выполнены во Франции на королевской мануфактуре Гобеленов в 1776 - 1780 годах и подарены королем Франции Людовиком XVI великому князю Павлу Петровичу и великой княгине Марии Федоровне в 1782 году. Роскошные гобелены ценились высоко и часто использовались в качестве дипломатических даров.

В настоящее время вниманию посетителей представлен только один гобелен - «Въезд Санчо Пансо на остров Баратарио». Эскиз, созданный по картонам Ш.А. Куапеля, виртуозно повторили шерстяными и шелковыми нитями французские ткачи в мастерской К. Одрана и П.Ф. Козетта в 1774 году. Растительный орнамент основного фона декорирован легкими, изящными композициями: в цветочные гирлянды затейливо вплетены изображения фруктов и лент, птиц и воинственных обезьян. В центре сцена из романа Сервантаса «Дон Кихот», где легко узнается толстяк Санчо, провозглашенный губернатором острова. Два других гобелена, прежде украшавшие этот зал, после Великой Отечественной войны оказались в музее-заповеднике «Павловск».

Дополняет убранство зала фрагмент мебельного гарнитура, некогда состоявшего из четырнадцати кресел и дивана. Исключительную ценность в интерьере гостиной представляет стол-треножник (Россия, конец XVIII века) со столешницей из «египетской яшмы»в технике русской мозаики и вазой из синего стекла.

Плафон Малиновой, падуга и карнизы, а также двери щедро декорированы золоченым лепным орнаментом, что создает особую атмосферу праздничности. Живописные вставки над дверьми на тему мифологических сюжетов исполнены неизвестным итальянским художником в XVIII веке и восстановлены в 1990-е годы бригадой художников-реставраторов под руководством Я.А. Казакова.

Изящный наборный паркет из ценных пород дерева воссоздан по рисункам А. Ринальди.

Парадная опочивальня Марии Федоровны

Архитектор: Винченцо Бренна, 1790-е

Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны относится к самым совершенным творениям Винченцо Бренны. Подобные представительские апартаменты, в восемнадцатом столетии располагавшиеся на пути обязательного следования гостей, не только подчеркивали социальный статус хозяев, но и возвеличивали обыденные стороны жизни.

Интерьер зала представляет двухчастную композицию, состоящую из центрального объема и алькова. На стенах архитектор разместил пилястры искусственного мрамора, которые художник Франц Лебинский расписал в стиле «гротеск». Этот вид орнамента основа на причудливых сочетаниях фантазийных декоративных мотивов (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр.).

В простенках между пилястрами были вставлены в рамы панно ценного голубого лионского шелка, затканного серебряной нитью. В конце XIX века ткань заменили на новую, выполненную на мануфактуре братьев Сапожниковых по историческому рисунку. В ходе реставрации зала, в 2008 году стены были обиты голубым шелком, исполненным в старинной технике ткачества, по специальному заказу музея на Лионской мануфактуре.

С учетом общего колорита, французским художником Г. Дуафеном был написан в голубовато дымчатых тонах живописный плафон на мифологический сюжет «Свадьба Психеи». Зеркала, размещенные друг против друга, создают иллюзию расширяющегося пространства.

Акцент в убранстве опочивальни - альков с высокой резной золоченой кроватью, под покрывалом и балдахином из лионского шелка. Фигурная балюстрада подчеркивает неприкосновенность ложе монарха, отделяет резную золоченую кровать от основного зала.

В годы Второй мировой войны уникальная отделка зала была почти полностью уничтожена. Реставраторам пришлось восстанавливать интерьер заново. Скульптурный декор выполнила лепщица П.П. Стрижова, мраморные пилястры расписала бригада художников под руководством А.С.Газиянца, живописный плафон восстановлен по историческому образцу художником-реставратором Ю.Ф.Шиповым.

Овальный будуар

Архитекторы: Антонио Ринальди, 1770-е, Винченцо Бренна, 1790-е

Овальный будуар входит в анфиладу залов, принадлежавших императрице Марии Федоровне, это один из самых каменных интерьеров, где проходил досуг государыни. Здесь она занималась рукоделием, читала, музицировала и беседовала с гостями. Зал был уютно обставлен изящной мебелью, памятными сердцу мелочами, украшен живыми цветами.

Декоративная отделка зала отражает характерные черты творчества Антонио Ринальди: нежные пастельные тона в оформлении, лепные композиции в виде цветов и плодов, наличники дверей из искусственного мрамора, изысканный паркет наборной работы с рисунком в виде растительного орнамента, повторяющие геометрию плафона.

Будуар, как и большинство парадных залов Гатчинского дворца, пострадал в годы Великой Отечественной войны. Интерьер восстановлен по архивным документам. Фрагмент фрески на стене у камина чудом уцелел в годы войны, реставраторы провели консервацию и не стали дополнять роспись, оставив ценный элемент подлинного декора. Живопись воссоздана бригадой художников под руководством А.С. Газиянца.

Башенный кабинет

Архитекторы: Антонио Ринальди, 1770-е, Винченцо Бренна, 1790-е

Башенный кабинет расположен в Часовой башне Гатчинского дворца. Декоративная отделка этого небольшого зала не раз изменялась, но основные элементы интерьера принадлежат авторству Антонио Ринальди - изящный потолок с невысоким, круглым куполом, украшенный лепкой и живописью, двери, выполненные из древесины ореха, клена и розового дерева в технике маркетри, дверные наличники из искусственного мрамора.

В середине XIX века при перестройке Арсенального каре из личных комнат государыни Марии Федоровны в Башенный кабинет были перенесены мемориальные вещи: скульптурные портреты родителей императрицы герцога и герцогини Вюртембергских работы И.-Х. Даннекера.

Изначально стены кабинета были облицованы искусственным мрамром, во второй половине XIX века их затянули зеленым штофом и на одной из них разместили тканый портрет императора Павла I работы мастеров Петербургской шпалерной мануфактуры (1799).

Там, где обычно работала императрица, стоит бюро красного дерева (Россия, начало XIX века, мастерская Г.Гамбса). Каминную полку украшают бронзовая курильница, часы, скульптура «Венера Каллипига» и «Антиной Бельведерский» (Италия, XVIIIвек). В этом кабинете Мария Федоровна работала с государственными бумагами, в частности, касающимися утвержденного ею благотворительного ведомства.

Туалетная императрицы Марии Федоровны

Архитекторы: Антонио Ринальди, 1770-е, Винченцо Бренна, 1790-е

Светлый, нарядный зал во многом сохранил первоначальную декоративную отделку 1770-х годов. При перестройке Туалетной архитектор В Бренна сохранил ее практически в неизменном виде.

Изящная лепнина плафона и стен, паркет наборного дерева гармонично связаны в единый архитектурный ансамбль. Причудливые гирлянды из цветов и листьев, перевитые лентами скрещенные ветки лилий, парящие птицы, горящие факелы и вазы с цветами по бокам наддверников - все это эффектно контрастирует с серо-голубым тоном стен. Над дверными наличниками искусственного мрамора и на стене с камином помещены фигурки спящих и просыпающихся путти, которые, возможно, олицетворяют четыре времени суток.

Декор стен дополняют мраморные барельефы: портрет императрицы Екатерины II в раме из лазурита (М.А. Колло, 1769) и портреты римских императоров (Италия, XVIII век). На каминной полке, где прежде стояли скульптурные портреты старших детей императрицы Марии Федоровны, в настоящее время находятся мраморные бюсты Венеры и юного римского императора Каракаллы (Италия, XIX век).

Сложный, виртуозный рисунок паркета растительного орнамента выполнен из березы, красного дерева и палисандра. При реставрации он восстановлен по архивным материалам и полностью повторяет проект Антонио Ринальди.

Тронная императрицы Марии Федоровны

Архитектор: Винченцо Бренна, 1790-е

Первоначально при графе Г.Г. Орлове на месте Тронной находилась Китайская комната, декорированная, по весьма распространенной традиции, в модном «восточном вкусе». Впоследствии для нового хозяина дворца князя Павла Петровича в 1792 году здесь разместили «картины разного сорта из числа орловских и привезенных Бренном», а также живописные полотна, приобретенные великокняжеской четой в ходе европейского путешествия. Поэтому до восшествия на престол Павла I комната называлась Картинной. Основными темами картин западноевропейских мастеров, собранные в зале, были пейзажи, сцены сельской жизни, исторические и евангельские сюжеты.

В 1797 году по велению монарха, зал стал служить Тронной для его супруги, императрицы Марии Федоровны, однако собрание картин по-прежнему являлось главным в убранстве комнаты.

Сегодня в Тронной экспонируются более полусотни картин, из тех, что ране когда-либо здесь находились (их состав при государях периодически менялся). Традиционными для подобных коллекций были сцены из Библии (»Суд царя Соломона» Д. Романелли, «Ангел, возвещающий пастухам о рождении Спасителя» А. Эльсхаймера), на античные мотивы (»Диана на охоте»» Ч. ван Баллена), пейзажи Г. Пуссена, Я. Хаккерта. Среди полотен особую ценность представляет «Благовещение» художника П.Д. Батони, подаренное великокняжеской чете Павлу Петровичу и Марии Федоровне.

На тронном месте прежде стояло золоченое кресло императора, но оно было перемещено из дворца в начале XIX века: после этого «роль» трона исполняло кресло французской работы XVIII века. Так как придворный церемониал запрещал сидеть перед императрицей, то других мест для сидения здесь не полагалось.

У стены зала расположен большой стол-консоль со столешницей из искусственного мрамора. На нем всегда находились две порфировые вазы XVIII века (ранее композицию дополняли три статуэтки). Каминную полку сейчас украшают вазы из зеленого и желтого мрамора (Поссия, XVIII век), часы «Леда и лебедь» (Франция XIX век, мастерская П.Ф.Томира), бронзовые светильники в виде читающих юноши и девушки.

Центральное место в декоре потолка занимает живописный плафон на мифологический сюжет «Свадьба Ариадны и Бахуса», воссозданный в 1980-х годах бригадой художников под руководством Я.И.Казакова по сохранившемуся эскизу мастера XVIII века С. Торелли.

Греческая галерея

Греческая галерея была создана архитектором Винченцо Бренной во втором этаже восточного крыла дворца на месте открытой колоннады, выполненной по проекту Антонио Ринальди. Строительные работы по ее перестройке начались в 1796 году. Открытые лоджии были частично заложены и частично застеклены, таким образом, превратив открытую колоннаду в закрытую галерею, которая стала своеобразным дворцовым музеем, посвященным античному искусству.

В оформлении интерьера активно использованы барельефы с античной тематикой. Это и прямоугольные горизонтальные барельефы с многофигурными композициями, и овальные медальоны, на которых изображены в профиль женские головки с характерными для того времени прическами, и мужские с венками из виноградных листьев. Оснву убранства галереи составляет круглая скульптура: 18 бюстов распложены на лепных кронштейнах по стенам, 3 статуи - копии с антиков, установлены на пьедесталах из искусственного мрамора, 12 из установленных бюстов были приобретены еще И.И. Шуваловым в Италии для первого владельца Гатчинского дворца графа Г.Г. Орлова.

Декоративное убранство интерьера со временем подвергалось изменениям, в 1856 году по высочайшему распоряжению для галереи были выполнены 18 золоченых стульев в стиле «Empire», обитых пунцовым трипом, в это же время в ней находились 4 стола XVIII века «резной позолоченной работы с белыми мраморными досками». В 1858 году к убранству галереи добавились 4 картины, исполненные известнейшим французским «живописцем руин» Гюбером Робером.

В 1859 году в декоративном оформлении галереи появились 16 медных медальонов с изображением «греческих полководцев». С привнесением в оформление интерьера медальонов за галереей закрепилось название «Греческой», до этого ее называли «Светлой», «Проходом в театр» и т.п.

Освещение Греческой галереи состояло из 9 хрустальных фонарей, 2 жирандолей и 2 стенников конца XVIII в. Оконные проемы были оформлены австрийскими шторами, выполненными из высококлассного шелка ярко-оранжевого цвета.

Паркет в галерее был дубовый рисунка косой корзинки с фризами красного дерева. Акварель работы Э.П. Гау позволяет получить представление о сложившемся к 1880 году интерьере Греческой галереи.

Сотрудникам музея в начале войны удалось эвакуировать значительную часть предметов, украшавших Греческую галерею. Во время Великой отечественной войны галерея сильно пострадала. В результате артиллерийских обстрелов осыпалась лепка, на стенах во многих местах появились следы пуль и осколков снарядов, во время одного из авианалетов пострадали перекрытия и обрушилась кровля. Завершил разрушение галереи вспыхнувший в 1944 годы пожар, полностью уничтоживший паркетный пол.

Реставрационные работы по воссозданию исторического облика Греческой галереи начались в 2011 году. Убранство галереи реконструировано на вторую половину XIX века. Воссоздано лепное убранство, вернулись а свои исторические места 18 бюстов, статуя Аполлона, фонарь, резной золоченый стул и 2 столика-бобика. Место утраченных в годы войны предметов заняли аналогичные экспонаты из коллекции музея и копии, выполненных с исторических образцов.

Комната Ротари

Комната Ротари прилегает непосредственно к Греческой галерее и составляет с ней единый комплекс интерьеров, соединяющих бельэтажи центрального корпуса и Арсенального каре. Архитектурная отделка комнаты в основном повторяет декор Греческой галереи, но проще и лаконичнее. Лепное убранство Комнаты Ротари не менялось со времен Павла I. Паркет был простой дубовый, рисунка косой корзинки с фризами красного дерева. Освещала интерьер небольшая изящная люстра на 4 свечи с богатым хрустальным убором.

Картины итальянского художника Пьетро Антонио Ротари (1707 - 1762) были размещены в этой комнате по распоряжению Николая I в середине XIX века. Именно благодаря им комната получила название - «Комната Ротари».

Знаменитый итальянец П.Ротари вошел в историю искусства, прежде всего как создатель изящных «женских головок», ставших характерным элементом декора стиля рококо. Он родился в Вероне, учился живописному мастерству в Риме и Неаполе. Художник приобрел поистине всеевропейскую славу, работал в Риме, Венеции, Мюнхене. Несколько лет Ротари занимал должность придворного художника саксонского курфюрста и короля Польши Августа III в Дрездене. Там им были созданы парадные портреты самого Августа III и его семьи.

Из Дрездена Ротари по приглашению императрицы Елизаветы Петровны отправился в Петербург в 1756 году. Художник стал не только модным в придворной и аристократической среде портретистом, но и учителем знаменитых русских живописцев, например, Ф. С. Рокотова и А. П. Антропова.

Коллекция работ Ротари была подарена графу Григорию Орлову Екатериной II.

В убранство Комнаты Ротари помимо картин входило также два бюста, стоявших на гранитных пьедесталах, и золоченые кресла.

В период Великой Отечественной войны убранство интерьера сильно пострадало. Но все картины Комнат Ротари удалось спасти. В послевоенное время часть полотне оказалось в других музеях. В настоящее время стены украшают картины, оставшиеся в коллекции Гатчинского дворца.

«Мужская половина»: Спальня

Спальня- жилой интерьер в стиле «ампир», характерный для 1810-1820-х годов. В начале XIX века были популярны романтические поэты Дж. Байрон и И. Гёте. Молодые люди зачитывались их произведениями, кутались в накидки, похожие на красный бархатный плащ Байрона, как на портрете работы О. А. Кипренского. Над бюро - портрет Иоганна Вольфганта Гёте. В это время убранство комнат дополнялось пейзажами, в которых видели воплощение образа идеальной природы, в духе Жан-Жака Руссо. В интерьере представлен пейзаж кисти знаменитого немецкого художника Розы да Тиволи «У водопоя» из коллекции Павла I.

Мебель фанерована шпоном карельской березы и тополя. Этот способ отделки предметов впервые появился именно в России в 1790-е годы. Теплый золотистый цвет и необычный узор древесины имели необыкновенный успех у архитекторов. К. И. Росси и А. Н. Воронихиным и В. П. Стасовым были созданы прекрасные образцы ампирной мебели для дворцовых интерьеров.


На «Мужской половине» Кабинет

Типичные служебные квартиры для придворных в Гатчинском дворце обычно состояли из нескольких жилых комнат, к которым примыкали служебные (прихожие, гардеробные, ванные, ватерклозеты). Квартира за Греческой галереей включала узкую проходную, ведущую из общей передней, два больших жилых помещения, и маленькую комнатку, из которой был выход через Комнату Ротари в Арсенальное каре, где жила царская семья.

При перестройке Гатчинского дворца в 1845056 годах вся имеющаяся во дворце «старая мебель» была отремонтирована, гарнитуры были частично дополнены и поставлены в комнаты государя и запасные квартиры. Дворец расширился и обогатился новыми парадными и жилыми интерьерами. Поскольку император Николай I был человеком бережливым, он приказал меблировать новые помещения не только современной мебелью, но и вывезенными из столичных дворцовых складов гарнитурами прошлых лет. Сохранились фотографии, на которых запечатлены комнаты подобных «служебных» квартир Гатчинского дворца, обставленные удобной добротной мебелью в «стиле классицизм».

Обычно интерьеры, хозяином которых являлся мужчина, отличались простотой - в Гатчинском дворце это относилось и к членам императорской семьи, и к окружению.

Кабинет представляет собой типичный интерьер 30-40-х годов XIX века в стиле «классицизм». Комната обставлена мебелью красного дерева - предметы, фанерованные красным деревом, характерной формой прочно вошли в обиход и использовались в интерьерах различного назначения. Стиль «классицизм» проявил интерес к ровным поверхностям, рисунку, текстуре древесины, которые подчеркивались полировкой. Еще в 1810-х годах В.П.Стасов разработал для стула, кресла и дивана особую конструкцию с так называемой «боковой рамой», придававшей мебели новый, характерный профиль.

Комплект стульев и кресел в середине XIX века находился в одном из апартаментов бельэтажа Кухонного каре Гатчинского дворца.

Виды морских бурь и кораблекрушений наводили на размышления о бренности бытия, хрупкости мира (голландская марина начала XVIII века «Кораблекрушение среди скал»). Но кроме природных катаклизмов человека неизбежно ожидает старость. И живопись откликается на потребность воплотить такого рода философские «размышления», когда образ старости воспринимается как тог всего жизненного пути. С XVI века в Европу в моду входят «кабинетные» портреты стариков, порой гротескные, порой печальные. К этому жанру принадлежит «Портрет пожилой женщины».

Светлый переход

Перестройка Гатчинского дворца, осуществленная в середине XIX века по проекту академика архитектуры Р.И. Кузьмина, затронула в основном корпуса Арсенального и Кухонного каре, высота которых была повышена до трех этажей. Так возник Светлый переход, соединивший парадные залы бельэтажа Центрального корпуса Восточного полуциркуля и Арсенальное каре. Это помещение от зари до заката пронизано светом: окна его развернуты по одной линии - на восток, на уединенный Собственный сад, по другой - на запад, на строгий масштабный Плац.

Светлый переход сооружен взамен открытой ограниченной балюстрадой площадки, венчавшей изогнутой в плане двухэтажный объем со сквозным арочным проемом по центру. В результате реконструкции нижняя, прямоугольная часть арки была заложена стеной, а верхняя полуциркульная, оказалась скрытой в образовавшейся межэтажной пазухе. Реставрационные работы 2014-2016 годов предоставили возможность устройства в перекрытии своеобразного смотрового окна, позволяющего увидеть замурованные в середине XIX века артефакты - элементы арки.


Ротонда под гербом

Одну из башен Арсенального каре венчает Гербовый купол. Во время перестройки дворца в середине XIX века на нем был установлен двуглавы орел - символ Российской империи. Помещение под ним получило название Ротонды под гербом; оно связывало Мраморную лестницу и Греческую галерею, ведущую в Центральный корпус.

Купол зала, стены и обрамление ниш богато декорированы гипсовыми скульптурными изображениями орлов, лепными панно с играющими путти и сложным растительным орнаментом.

До 1941 года Ротонду украшали крупные декоративные фарфоровые и каменные вазы, художественная бронза.

В период музеефикации в одной из ниш установили скульптурный портрет императора Николая I работы скульптора И.П.Витали, ведь именно в царствование этого государя Гатчинский дворец приобрел свой окончательный облик.

В 1944 году Ротонда серьезно пострадала во время пожара и практически утратила свой лепной декор. После проведенных исследований и сложнейших реставрационных работ один из красивейших интерьеров Арсенального каре был возрожден.


Мраморная лестница

Больше фотографий в этой галерее